История российских немцев

О преобразовании Русских школ в Приволжских колониях.

(Высочайше утвержденное положение Комитета Министров. 8.02.1855)

Слушана записка Министра Государственных Имуществ, от 18 Января, о преобразовании Русских школ в Приволжских колониях.

Комитет полагал: представление это утвердить.

Государь Император на положение Комитета Высочайше соизволил:

Записка. В Приволжских колониях иностранных поселенцев существуют, для обучения Русскому языку, два училища, каждое на двадцать пять учеников, учрежденные на основании Высочайше утвержденного 7 Ноября 1833 года (6551) положения Комитета Министров с целью, чтобы ученики, по окончании курса, обучали детей колонистов по-русски в сельских колонистских школах, в которых учат Шульмейстеры по-немецки, с разделением времени на оба языка во всех классах; причем постановлено: выбор в училища детей предоставить обществам по одобрению пасторов, преимущественно из колоний более населенных и из сирот, а потребные издержки отнести на счет всех вообще колоний.

Опыт убеждает в неудовлетворительности устройства означенных двух училищ, проистекающей главнейше от того, что в оных, за неизданием для них положения и даже программы обучения, курс ограничивался доселе одним Русским языком, между тем как в сельских школах, в которых выпускаемые из училищ должны быть учителями, колонистские дети, обучаются чтению, письму и Закону Божию.

Вследствие того и по поводу представлений местного колониального начальства о затруднении, встречаемом в замещении учительских должностей, в колониях признано полезным преобразовать ныне существующие, для обучения Русскому языку, училища в том отношении, чтобы выпускаемые из сих школ ученики могли занимать места учителей в сельских школах по всем предметам, и тем устранить необходимость в двух учителях при каждой сельской школе, а следовательно и в двойных издержках на оные, равно, чтоб сии учители могли обучать некоторым предметам на Русском языке, в видах скорейшего распространения познания этого языка между колонистами.

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XXX. С. 151.

РУБРИКИ