На территории СССР по данным всесоюзной переписи населения 1979 г. проживало 1,9 млн граждан немецкой национальности.
В соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 7.01.58 г. и 2.03.61 г. в 1958 - 1962 гг. на постоянное жительство в ФРГ и ГДР выехало 1107 лиц немецкой национальности (в ФРГ - 942 чел., ГДР - 165 чел.), состоявших в германском гражданстве до 22 июня 1941 г., и членов их семей, независимо от национальности и гражданства, в основном уроженцев и коренных жителей бывших Кенигсбергской и Мемельской областей.
В дальнейшем выезд советских граждан немецкой национальности за границу на постоянное жительство осуществлялся на общих основаниях из 12 союзных республик и 55 краев и областей Российской Федерации.
Процесс переселения советских немцев в Федеративную Республику Германии начался с момента образования ФРГ, когда правительство этой страны взяло курс на активное разжигание эмиграционных настроений среди лиц немецкой национальности. В этой работе активное участие принимали сотрудники Посольства ФРГ в Москве, которые вели идеологическую обработку этой категории граждан, рекомендуя им возбуждать ходатайства о выезде и любыми путями добиваться удовлетворения своих намерений. С этой целью в Западной Германии была издана и распространялась среди лиц, имеющих родственников в СССР, «Памятка для выезжающих в ФРГ». Она содержала рекомендации, советы и разъяснения по всем вопросам выезда, начиная с возбуждения ходатайства и до устройства на работу по приезду в ФРГ. Эмиграционные настроения среди советских граждан подогревались также отсутствием в некоторых регионах страны национальных школ, газет и журналов на немецком языке, культурных организаций и культовых учреждений.
В кампанию так называемого «воссоединения семей» вовлекались члены правительства, депутаты бундестага, направлявшие письма в советское посольство, партийные, советские органы с просьбой оказать содействие в выезде тех или иных семей из СССР. Нередко поступали большие списки на советских немцев, в отношении выезда которых из СССР ходатайствовали видные деятели ФРГ. Только с 1983 по 1987 год органами внутренних дел было рассмотрено более 500 таких списков и обращений, переданных в ЦК КПСС, МИД СССР правительственными органами и общественными организациями ФРГ.
Всего за послевоенный период за границу выехало 207,2 тыс. Советских граждан немецкой национальности или 10,7% немецкого населения СССР, в том числе в ГДР - 16,4 тыс.чел. Абсолютное большинство - 190,8 тыс.чел. или 91,4% выехало в ФРГ. При этом более половины из них (109 тыс.) - за последние 2,5 года (из Казахской ССР -44290, Киргизской ССР -19388, Таджикской ССР - 11525, Узбекской ССР - 3833, Молдавской ССР - 2538, Кабардино-Балкарской АССР - 3003, Краснодарского края - 2507, Оренбургской обл. - 2796, Омской обл. - 2722).
За семь месяцев 1989 года получили разрешение на выезд 48,5 тыс.чел., что в 2,1 раза больше, чем за тот же период прошлого года. По состоянию на 1 августа с.г. находилось на рассмотрении 7104 обращения.
Резкое увеличение числа советских немцев, покидающих СССР, обусловлено введением с 1 января 1987 года дополнений в Положение о въезде в СССР и выезде из СССР. Этим актом был расширен и конкретизирован круг лиц, имеющих право выезжать за границу на постоянное жительство. До 1987 года выезд разрешался исключительно в целях воссоединения разрозненных семей. По этой причине количество положительных решений, принимаемых по ходатайствам граждан немецкой национальности, было незначительным. Так, с 1982 по 1986 год из 50,8 тыс.чел, обращавшихся с просьбами о выезде, получили разрешение 4,2 или 8,3%.
Из бесед и заявлений граждан, выезжающих в ФРГ, следует, что основными мотивами обращения с ходатайствами являются воссоединение с проживающими в ФРГ родственниками и выезд на «историческую родину».
Вместе с тем, многие не скрывают истинных целей выезда, связанных с лучшими экономическими условиями жизни в ФРГ. Их привлекают высокие заработная плата и пенсии, пособия на несовершеннолетних детей, льготные условия получения ссуд и кредитов, наличие в свободной продаже дефицитных для нашей страны товаров. Некоторые рассчитывают на компенсации за понесенный в военное и послевоенное время ущерб во время принудительного переселения немецких семей.
Не последнюю роль играют те обстоятельства, что по прибытии в ФРГ переселенцам предоставляется первичная финансовая помощь в размере 150 марок на каждого члена семьи. Им возмещаются расходы, связанные с переездом (госпошлина за выдачу документов на выезд, оплата багажа и груза). Они получают пособия на детей (до 200 марок), а также покрытия расходов по оплате квартиры (до 1200 марок в год на члена семьи), им предоставляются льготные ссуды (до 10000 марок) на приобретение мебели, домашней утвари и т.д.).
Наряду с этим, по прибытии в ФРГ советские немцы не рассматриваются как иностранные граждане, а считаются возвращенцами, изгнанными и т.п. В то время, как любой другой иностранец в соответствии с законодательством Федеративной Республики должен прожить в стране не менее 8 лет, чтобы претендовать на получение гражданства, выходцы из СССР становятся гражданами ФРГ по существу автоматически, после прохождения некоторых формальностей.
«Выгоды» переселения в ФРГ активно пропагандируются в СССР через религиозные и общественные организации Федеративной Республики, канал туризма, частную переписку. Значительная часть туристов из ФРГ снабжает проживающих в СССР родственников деньгами, делает им дорогие подарки. До сведения проживающих в Советском Союзе родственников доводится, что в ФРГ их ожидает хорошо оплачиваемая работа, а престарелым лицам выплачиваются пенсии, как если бы они всю жизнь проработали в ФРГ. При этом одновременно внушается, что переселенцы из СССР становятся «свободными» людьми, живут «как немцы среди немцев», не подвергаясь дискриминации, репрессиям и т.д.
Во время бесед с гражданами (в основном из числа интеллигенции) высказывались мысли о сохранении в их среде чувства социальной несправедливости, связанной с незаслуженными обвинениями и насильственным переселением немецкого населения в годы войны, установлением режима спецпоселений и различного рода ограничений. В том числе лишение немцев своей автономии. По их мнению, возрождение автономной республики могло бы способствовать территориальному объединению советских немцев, сохранению и развитию их национальной культуры, языка, обычаев и традиций, повышению политической и трудовой активности и ведению образцового хозяйства.
В то же время, как показало изучение обстановки, вряд ли следует ожидать массового переселения немецкого населения в случае введения автономии в соответствующие регионы по причинам усиливающегося в последнее время процесса их ассимиляции, в том числе роста смешанных браков, улучшения материального благосостояния на обжитых территориях. Однако, со временем, при наличии положительной информации о жизни немецкого населения на территории автономного региона, миграция туда может увеличиться и привести к дальнейшей стабилизации и улучшения обстановки среди немецкого населения СССР.
Сдерживанию эмиграционного процесса могут также способствовать проявляющиеся в последнее время в ФРГ трудности экономического и социального порядка. По имеющимся сведениям, властями Федеративной Республики предпринимаются срочные меры юридической направленности для того, чтобы поставить под контроль выросший поток переселенцев из Советского Союза. При этом имеется в виду предоставление администрации земель права издавать законодательные акты, регулирующие расселение прибывающих с учетом жилищного фонда и положения на рынке труда. Впервые планируется фактически принудительное поселение без права переезда в другие пункты федерации. Прорабатывается вопрос о введении квотных визовых ограничений на въезд в ФРГ, в принципе одобрена идея отмены ряда льгот переселенцам в получении пособий по безработице, пенсионного обеспечения.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что за послевоенный период 190,8 тыс советских граждан немецкой национальности выехали на постоянное жительство в ФРГ и у многих остались в Советском Союзе родственники, в ближайшие годы практически невозможно снять вопрос эмиграционных настроений среди проживающей в нашей стране этой категории граждан.
УВИР и ПР ГУООП МВД СССР
(1989 г.)
о выезде в ГДР и ФРГ на постоянное жительство
Годы |
Выехало |
в ГДР |
|
Выехало |
в ФРГ |
|
|
взрослых |
детей до 16 лет |
всего |
взрослых |
детей до 16 лет |
всего |
|
|
|
|
|
|
|
1960 |
68 |
15 |
83 |
1161 |
370 |
1531 |
1961 |
182 |
- |
182 |
146 |
- |
146 |
1962 |
111 |
- |
111 |
67 |
- |
67 |
1963 |
92 |
- |
92 |
163 |
- |
163 |
Выехало из СССР в ГДР и ФРГ в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 202 от 2.03.1961 г.
|
112 |
53 |
165 |
705 |
237 |
942 |
1964 |
82 |
28 |
110 |
123 |
40 |
163 |
1965 |
153 |
49 |
202 |
296 |
43 |
339 |
1966 |
149 |
51 |
200 |
863 |
183 |
1046 |
1967 |
208 |
91 |
299 |
713 |
217 |
930 |
1968 |
230 |
102 |
332 |
415 |
117 |
532 |
1969 |
254 |
80 |
334 |
211 |
58 |
269 |
1970 |
232 |
90 |
322 |
234 |
99 |
333 |
1971 |
237 |
113 |
350 |
463 |
249 |
712 |
1972 |
278 |
99 |
377 |
2092 |
1164 |
3256 |
1973 |
316 |
111 |
427 |
2783 |
1330 |
4113 |
1974 |
410 |
121 |
531 |
4246 |
2169 |
6415 |
1975 |
334 |
100 |
434 |
3931 |
1859 |
5790 |
1976 |
474 |
158 |
632 |
6064 |
2759 |
8823 |
1977 |
605 |
166 |
771 |
6045 |
2537 |
8582 |
1978 |
777 |
206 |
983 |
5449 |
2302 |
7751 |
1979 |
737 |
183 |
920 |
4619 |
2316 |
6935 |
1980 |
743 |
193 |
936 |
4643 |
1871 |
6514 |
1981 |
668 |
189 |
857 |
2535 |
952 |
3487 |
1982 |
695 |
203 |
898 |
1489 |
522 |
2011 |
1983 |
587 |
185 |
772 |
1152 |
434 |
1586 |
1984 |
433 |
129 |
562 |
707 |
239 |
946 |
1985 |
368 |
126 |
494 |
377 |
129 |
506 |
1986 |
381 |
157 |
538 |
541 |
219 |
760 |
1987 |
937 |
374 |
1311 |
10341 |
5383 |
15724 |
1988 |
930 |
378 |
1308 |
33204 |
18779 |
51983 |
1989 (7 мес) |
593 |
285 |
878 |
30678 |
17795 |
48437 |
Итого |
12376 |
4035 |
16411 |
126456 |
64372 |
190828 |
УВИР и ПР ГУООП МВД СССР
Архив Оргкомитета по подготовке и проведению I Съезда немцев СССР.