История российских немцев

Представление земского начальника 1-го участка Николаевского уезда Самарской губернии на имя губернатора по поводу состояния дел с изучением русского языка немецкими колонистами. 4 мая 1903 года

Имею честь донести, что согласно циркулярного Вашего Превосходительства от 7 февраля с.г. за № 537 мной были приняты все зависящие от меня меры к распространению среди немецкого населения вверенного мне участка «высочайшей Его Императорского Величества отметки» по поводу объяснения августейшего Командующего войсками, что немецкие колонисты при отбывании воинской повинности отличаются полным незнакомством с русским языком и очень тихо усваивают его на службе путём объявления на сходах под особые приговора.

Что касается причин, влиявших и влияющих до сего времени на игнорирование со стороны немецких колонистов изучения русского языка, то я полагаю, что оне были нижеследующие.

  1. преподавание русского языка в немецких церковно-приходских школах началось только с передачи этих школ в Министерство Народного Просвещения.
  2. изолирование немецких колоний от русских селений.
  3. до 1871 года самоуправление колоний в лице бывшей Саратовской Конторы иностранных поселенцев, которая вела официальную переписку с Окружными приказами, ныне Волостными правлениями на немецком языке; на нем велось и делопроизводство этих учреждений.
  4. вообще неправильная постановка всего школьного дела в немецких колониях, в частности, самого преподавания в церковно-приходских школах, где на одного учителя приходится от 200 до 400 и более учеников.
  5. до перехода школ в ведение Министерства Народного Просвещения оно находилось в непосредственном ведении духовенства, которое только заботилось о Законе Божьем и нисколько о русском языке, да и теперь незаметно, чтобы оно с своей стороны проповедовало среди своих духовных детей и распространяло среди них убеждение, что русскому языку учиться надо.
  6. в 1833 году Высочайше приказано учредить в Екатериненштадте «Центральное Училище», в котором преподавался бы кроме немецкого и русский язык и чтобы окончившие курс в этих учебных заведениях были определены в учителя школ прочих колоний.При этом надо заметить, что до 1870 года из Центрального Училища вышел плохой учительский персонал, а в настоящее время оканчивающие курс ученики предпочитают писарские должности или поступают на частные места, где труд оплачивается выше.
  7. до 1874 года немцы не отбывали воинскую повинность наравне с русскими, а следовательно и этого способа ознакомления с русским языком на военной службе не было.

Принимая все это во внимание, необходимо заметить, что вызов немцев-колонистов в 18 веке имел целью между прочим и ознакомление русских крестьян на практике с более культурными способами хозяйства. Однако колонисты не оправдали возложенных на них обязанностей, потому, что немцы поселились друг возле друга, не смешиваясь с русскими и всегда держались особняком, сторонясь русских и всего русского, обходясь своими наличными силами пи взаимной поддержке.

В настоящее время разбогатевшие колонисты, ведя крупные торговые операции, приходя в столкновение с внешним торговым миром, несколько разомкнулись в своей жизни и знают русский язык, хотя и не в совершенстве, но вполне сознают необходимость изучения его и, располагая средствами, дают своим детям соответствующее образование, но с другой стороны они мало поддерживают школы и мало интересуются школьным вопросом, потому, что дети их учатся обыкновенно в городских учебных заведениях, а не в местных школах.

Что касается чисто земледельческого класса и при том беднейшей части его, то незнание русского языка ярко бросается в глаза.

Если незнание русского языка со стороны немцев вызывает затруднения при обучении их в частях войск, то тем более оно ощутительно здесь на месте, затрудняя сношения их с их непосредственным начальством, затрудняя делопроизводство, осложняя переписку, внося недоверие среди них к суду на русском языке, так в жалобах часто указывается на то, что переводчики неверно переводили; затем к официальным бумагам, каковые до них относятся и в значении коих они лично убедиться не могут и должны прибегнуть к знающим русский язык и могущим разъяснить смысл содержания этих бумаг. Эти лица принадлежат, обыкновенно, к категории подпольных адвокатов, которые всеми способами эксплуатируют, в особенности беднейшую часть населения.

Если же говорить о мерах, которыми можно было бы добиться удовлетворительных результатов в деле усвоения немецким населением русского языка и когда необходимость изучения его действительно может окрепнуть в сознании немцев, то вся суть этого вопроса и все меры, по моему мнению, должны сводиться к более правильной постановке школьного образования, как в своем внутреннем строе, так и в поступательном движении путем увеличения числа школ и преобразованием некоторых из них существующих в иные более соответствующие иностранной цели и при том главным образом на правильную вполне рациональную постановку преподавания русского языка в оных. Вне этого цель не достижима. Главным образом чтоб в немецких церковно-приходских школах, как лютеранских, так и католических обязательно был отдельный учитель русского языка и при том, чтобы число учеников на каждого учителя приходилось не более 80, а не 200-400 как это в настоящее время и при том отдельный учитель русского языка здесь явление исключительное, а в Новоузенском уезде общее правило. Затем, если говорить о земских школах, где обращение на русский язык должно быть более заметно, то постановка преподавания в них не может достигнуть желательных результатов. А в особенности при существующем недоверчивом взгляде на них со стороны немецкого населения, которое предпочитает отдавать своих детей в церковно-приходские школы, да и духовенство в том взгляде их поддерживает. В Земских школах необходимо иметь особого учителя немецкого языка. Тогда взгляд на неё будет более доверчив, а то цифра учащихся, как мне пришлось убедиться во время производства экзаменов редко достигает 60, а оканчивающих курс от 3 до 12. Затем многие земские школы не имеют своих помещений, и квартир для учителей нигде, почему общества выдают квартирные и затем раскладывают между учениками и поэтому беднейшие отказываются посещать церковно-приходскую школу. Принимая всё это в соображение желательно было бы, чтоб в некоторых селениях были бы учреждены министерские 2-х классные школы, как например Баскаковское общество через меня вошло с ходатайством пред инспектором о преобразовании их земской школы в министерскую, затем, чтобы во всех этих школах учительский персонал был бы более удачен, нежели это замечается теперь. Потому что рассадником их служит место «Центральное училище», мало подходящее для этой цели, в котором как и программа неопределённая, так и вообще оно занимает неопределённое положение среди однородных подведомственных министерству народного просвещения учебных заведений.

Если в настоящее время из школ и выносятся некоторые знания по русскому языку, то затем как скоро со школой теряется связь. То и все быстро забывается и результаты получаются печальные.

В этом случае мог бы прийти на помощь комитет Народной Трезвости путём организации здесь народных чтений устройством народного дома, библиотек и п. Он бы мог сослужить в этом большую службу, между тем до сих пор Общество Трезвости не свило здесь гнезда и существует лишь на бумаге.

Вот все те соображения, которые я могу представить на усмотрение Вашего Превосходительства.

Земский начальник И. Рычков

ЭФГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 20. Л. 12-17.

РУБРИКИ