История российских немцев

Из протокола заседания бюро Оренбургского обкома ВКП(б) о немецких школах

Строго секретно 23 июня 1938 г.

Враги народа, орудовавшие в органах народного образования, вопреки желанию трудящихся немцев, всячески стремились отгородить немецкие школы от русских, превращая их в очаги буржуазно-националистического антисоветского влияния на детей.

Практика насаждения особых национальных школ наносила огромный вред делу правильного обучения и воспитания, отгораживала детей от советской жизни, лишала их возможности приобщения к советской культуре и науке, преграждала путь к дальнейшему получению образования в техникумах и высших учебных заведениях (из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 21 января 1938 года).

В целях ликвидации последствий вредительства и учитывая желание трудящегося немецкого населения Оренбургской области, бюро обкома ВКП(б) постановляет:

1. Представить на утверждение ЦК ВКП(б) следующие мероприятия по реорганизации преподавания в немецких школах области:

а) начальную школу поселка «Цветная пустошь», начальную школу поселка Погромное Павловского района, начальную школу села Вознесенского Сакмарского района, где учащиеся владеют русским разговорным языком, перевести на русский язык с начала 1938/39 учебного года;

б) ввиду того, что учащиеся всех остальных начальных школ Люксембургского, Кичкасского, Буртинского, Соль-Илецкого, Сакмарского и Ак-Булакского районов плохо владеют разговорной русской речью, или же совсем не знают ее, реорганизацию этих школ провести постепенно, увеличив количество часов русского языка за счет немецкого на 600 часов. Преподавание русского языка начать с первого года обучения, с тем чтобы к 1940 учебному году подготовить школы к полному переводу их на русский язык;

в) перевести преподавание на русский язык с нового 1938/39 учебного года во всех неполных средних и средних немецких школах Кичкасского, Люксембургского, Буртинского, Ак-Булакского и Соль-Илецкого районов.

2. Обязать отдел школ обкома ВКП(б) и ОблОНО просмотреть весь состав преподавателей немецких школ с целью установления возможности оставления их в школах, а освободившихся из этих школ учителей — немцев — использовать в качестве преподавателей немецкого языка в русских и нерусских школах. Обеспечить эти школы вовремя и полностью соответствующими учебниками и учебными пособиями.

 

Из истории оренбургских немцев: Сб. документов. Оренбург-Москва, 2000. С. 212 – 213.

РУБРИКИ