История российских немцев

Методические материалы к главе

Дополнительная литература

 

Вопросы для проверки качества усвоения материала главы

(ответы искать в тексте)

1. Какие проблемы перед немцами-колонистами поставил Указ императора Александра II от 4 июня 1871 г.

2. Как отразилось на немецком населении России введение всеобщей воинской повинности?

3. Как отнеслись российские немцы к революции 1905 – 1907 гг. в России?

4. Почему в российском обществе с конца XIX века стали нарастать антинемецкие настроения?

5. Как складывалась жизнь немцев в Украине, Крыму, Бессарабии?

6. Охарактеризуйте жизнь поволжских немцев в пореформенный период.

7. Каковы особенности жизни в пореформенный период немцев Кавказа, Области Войска Донского, Санкт-Петербургской губернии

8. Почему с конца XIX века немецкое население европейской части России начало активную миграцию в восточные районы страны?

9. Какие восточные регионы Российской империи заселяли немцы?

10. Чем обусловливалась и как осуществлялась эмиграция российских немцев?

4.1.

11. Каковы причины появления Указа императора от 4 июня 1871 г. в контексте проводившихся в России реформ?

12. Что менялось в жизни немцев-колонистов с появлением Указа?

13. Как шло приспособление немцев к новым условиям жизни?

14. Как восприняло немецкое население введение с 1 января 1874 г. всеобщей воинской повинности?

15. Как осуществлялся призыв немцев на военную службу?

16. Как решилась проблема воинской повинности для меннонитов?

17. Какое позитивное влияние оказали первые три десятилетия воинской службы на немцев-колонистов?

18. Почему с 1905 г. отношение к воинской службе бывших колонистов резко ухудшилось?

19. Как отразилась революция 1905-1907 гг. на немецкой деревне?

20. Какие общественные организации немцев возникли в годы первой российской революции?

21. Как в годы первой русской революции немецкая общественность пыталась решать вопросы национально-культурного развития?

22. Усилилась или ослабла роль российских немцев во всех сферах общественной жизни России после реформ Александра II?

23. Назовите факторы, обусловившие зарождение и развитие антинемецких настроений в российском обществе?

24. Какие обвинения предъявлялись российским немцам?

25. Какие силы в российском обществе были заинтересованы в разжигании антинемецкой истерии?

4.2.

26. Как решалась проблема нехватки земли южнорусскими колонистами?

27. Дайте характеристику развития основных отраслей сельскохозяйственного производства у колонистов Юга России.

28. Что послужило толчком к развитию колонистской промышленности в Украине, Крыму и Бессарабии?

29. Охарактеризуйте систему национального образования, созданную в немецких сёлах региона в пореформенный период.

30. Как решалась проблема изучения колонистами русского языка?

31. Какие культурно просветительные общества были созданы в Украине после 1905 г.?

32. Охарактеризуйте роль немцев в хозяйственном и культурном развитии Одессы, Киева, Екатеринослава.

33. С какими проблемами столкнулись волынские немцы в конце XIX – начале ХХ веков?

34. Какие меры по прекращению иммиграции немцев в Волынь и ужесточению условий их проживания в крае принимали государственные органы?

35. Каковы были последствия ухудшения условий жизни немецкого населения на Волыни?

4.3.

36. Какие проблемы в сфере хозяйствования стояли пред поволжскими немцами к началу ХХ века?

37. Какую сельскохозяйственную продукцию производили немцы Поволжья?

38. Как немцами Поволжья решалась проблема малоземелья?

39. Охарактеризуйте проведение столыпинской аграрной реформы в немецкой деревне. Чем её результаты отличались от результатов в русских сёлах Поволжья?

40. Какими кустарными промыслами занимались поволжские немцы в начале ХХ века?

41. Как развивалась колонистская промышленность в Поволжье?

42. Назовите крупнейших предпринимателей-немцев, занимавшихся бизнесом в городах Поволжья.

43. Как развивалось образование у немцев Поволжья в пореформенный период? Какую роль в этом сыграли земства?

44. Что можно сказать о «русификаторской политике» в немецких школах Поволжья?

45. Какова роль немцев в развитии Саратова, Самары и других городов Поволжья?

4.4.

46. В каких губерниях и областях Северного Кавказа образовывались новые колонии на рубеже XIX – ХХ веков? Что мешало стабильной жизни колонистов в этих колониях?

47. Как развивалось хозяйство северокавказских немцев?

48. Какие особенности у немцев Северного Кавказа имелись в религиозной жизни и в развитии школы?

49. Каковы были особенности поселения немцев в Области Войска донского?

50. Как управлялись колонии на Дону?

51.Как в немецких сёлах Дона развивалось школьное дело?

52. Каков был конфессиональный состав немцев Области Войска Донского? Как протекала религиозная жизнь немецких крестьян?

53. Каких хозяйственных успехов достигли в начале ХХ века немцы Закавказья?

54. Как протекала духовная жизнь закавказских немцев?

55. Какие немецкие волости были образованы под Санкт-Петербургом после 1871 г.

56. Как решалась земельная проблема немецкими крестьянами столичной губернии?

57. Когда и где были созданы дочерние колонии?

58. Как развивалась сельскохозяйственная деятельность колонистов?

59 Какими промыслами занимались немцы Санкт-Петербургской губернии?

4.5.

60. Какой была численность немецкого населения в Санкт-Петербурге и Москве в конце XIX – начале ХХ вв.? Как она изменялась и почему?

61. Назовите государственных деятелей немецкого происхождения, занимавших важные государственные посты в Российской империи в начале ХХ века. Каким был их вклад в развитие России?

62. В каких отраслях экономики наиболее ярко проявили себя петербургские предприниматели-немцы.

63. Назовите крупнейших банкиров-немцев Петербурга.

64. Назовите фамилии наиболее видных деятелей науки и культуры из российских немцев, проживавших в Петербурге в конце XIX – начале ХХ веков?

65. Как в Петербурге удовлетворялись национально-культурные запросы проживавших там немцев?

66. Назовите наиболее крупных промышленников-немцев Москвы.

67. В каких отраслях экономики добились наибольших успехов московские немцы-предприниматели?

68. Назовите фамилии наиболее видных деятелей науки и культуры из российских немцев, проживавших в Москве в конце XIX – начале ХХ веков.

69. Какие возможности имели московские немцы для удовлетворения своих национально-культурных потребностей?

4.6.

70. Какие причины заставили немцев начать переселение в восточные регионы Российской империи?

71. Когда, как и откуда осуществлялось переселение на Южный Урал?

72. Дайте характеристику процесса переселения немцев в Сибирь и Степной край.

73. Назовите и охарактеризуйте основные очаги компактного поселения немцев в Сибири и Степном крае.

74. Как формировалось немецкое землевладение в Сибири?

75. Почему крестьяне селившиеся в Омском уезде первоначально были недовольны предоставленными им земельными участками?

76. Как создавались немецкие поселения в Акмолинском и Павлодарском уездах Акмолинской области?

77. Каковы были особенности поселения и землевладения немцев в Тарских урманах?

78. Как проходило освоение немцами Алтая?

79. Какое количество земли было куплено немцами у Сибирского казачьего войска? Можно ли говорить о «немецком засилье» на землях сибирского казачества (См. параграф 4.1.1. Работа с источниками. Документ 4.1.6.)?

80. Почему с самого начала переселения в Сибирь и Степной край немцев не допускали к лучшим землям?

81. Каковы общие итоги немецкой колонизации Сибири и Степного края к 1914 году?

82. Какое внимание сибирские немцы уделяли образованию своих детей?

83. Каковы были особенности переселения немцев в Туркестан?

84. Где были созданы основные очаги поселения немцев в Туркестане?

85. Как шло становление и развитие немецких сёл в Туркестане?

86. Почему, начиная с 1870-х гг. началась активная эмиграция немцев из России?

87. Каковы были основные причины эмиграции немцев из поселений Юга России и из Поволжья?

88. Куда и как эмигрировали немцы с Юга Украины, Крыма и Бессарабии?

89. В какие страны и каким образом эмигрировали немцы Поволжья?

 

Работа с картой

1. Покажите основные районы компактного проживания немецкого населения на Юге Украине, в Крыму, Бессарабии и на Волыни

2. На карте Северного Кавказа и Области Войска Донского покажите, где образовывались новые колонии в этом регионе. 

3. На карте Российской империи покажите, в какие регионы азиатской части России шло переселение немцев? Где образовались новые очаги немецкой колонизации? 

4. На карте мира покажите в какие страны осуществлялась эмиграция российских немцев в конце XIX – начале ХХ века? 

 

Работа с источниками

4.1.

1. Внимательно изучите Указ от 4 июня 1871 г.. а точнее – Правила об устройстве поселян-собственников (бывших колонистов), водворённых на казённых землях… В чьё ведение переходят колонисты, согласно эти правил, какой статус получают? Как организуются сельские общества и волости в соответствии с новым статусом? Какие права предоставляются бывшим колонистам на переходные 10 лет? Как организуется их землепользование? Сохранили ли они свои земельные владения? Как определяется в Правилах порядок наследования земли? Какие вопросы жизни и общественной организации колонистов сохранились в неизменном виде? Назовите единственную колонию, сохранившую свои привилегии, на которую рассматриваемые Правила не распространились?

2. Изучите Манифест 1 января 1874 г. о введении всеобщей воинской повинности и Устав о введении всеобщей воинской повинности. Чем мотивирует император необходимость всеобщей воинской повинности? В чём суть введённой Уставом системы «жеребьёвки» при призыве в армию? Как подразделялась военная служба? С какого возраста осуществлялся призыв? Какова была общая продолжительность службы? Как она делилась?

3. Внимательно ознакомьтесь с Циркулярным письмом губернатора Самарской губернии подчинённым земским начальникам. 7 февраля 1903 г. О чём говорит тот факт, что в 1901 г., то есть спустя 30 лет после введения всеобщей воинской повинности, немецкие призывники не знали русского языка. Подтверждает ли он утверждение некоторых историков о том, что реформы начала 1870-х гг. в немецких колониях вели к русификации немецкого населения? Какова реакция императора на выявленный факт? Какие меры предлагает губернатор Самарской губернии для исправления сложившейся ситуации?

4. В Представлении земского начальника 1-го участка Николаевского уезда Самарской губернии на имя губернатора по поводу состояния дел с изучением русского языка немецкими колонистами(от 4 мая 1903 г.) излагаются соображения одного из земских чиновников Николаевского уезда Самарской губернии о причинах незнания немецкими призывниками русского языка. Согласны ли вы с этими причинами? Обратите внимание на одну красноречивую деталь документа. Земский начальник отмечает, что состоятельные колонисты, понимая значение русского языка, стремятся дать детям образование в русских учебных заведениях. Для чего они это делали? Какие меры предлагаются для обучения немцев русскому языку? Насколько эти меры, по вашему мнению, реалистичны?

5. Прочитайте газетную статью некоего А. Папкова с претенциозным названием «Немецкое царство в Западной Сибири на развалинах казацкого владения» В чём проявляется антинемецкая направленность этой статьи? Какие приёмы использует автор, чтобы накалить обстановку в Сибири и степном крае и не допустить переселения туда немецкого населения из европейской части России?

6. Внимательно прочитайте ответ губернатора степного края Е.О. Шмита министру внутренних дел П.А. Столыпину по поводу статьи А. Папкова. Исходя из этого ответа, попробуйте определить, где в своей статье А. Папков откровенно передёргивает факты и не брезгует прямой ложью?

4.2.

1. Изучите фрагменты письм Э. Тотлебена министру внутренних дел. Какую задачу решал Э. Тотлебен по поручению государства? Как он характеризует внутреннюю дифференциацию меннонитского сообщества в вопросе об эмиграции? По какой причине, согласно выводам Э. Тотлебена, меннониты покидали Россию? Согласны ли вы с этим мнением?

2. Изучите документ Статистические данные о проживании немцах на Волыни по состоянию на 1884 год. Сколько всего немцев проживало в регионе? Как они распределялись по уездам? Каков был удельный вес немцев в этих уездах? В каких уездах доля немецкого населения была самой высокой?

3. Прочитайте фрагмент доклада попечителя Киевского учебного округа Голубцова, посетившего немецкие колонии на Волыни (1887 г.). Какую интересную информацию он содержит? Можно ли назвать этот документ тенденциозным?

4. Ознакомьтесь с динамикой прироста земель у немцев-колонистов в Херсонском и Одесском уездах Что вы можете сказать об общем количестве земли, имевшемся у колонистов? Насколько выросли земельные владения немцев за 10 лет (1894-1903 гг.)?

4.3.

1. Изучите данные о земельном обеспечении поволжских немцев в начале ХХ в. Что можно сказать о количестве земли, находившейся в собственности поволжских немцев? Сколько земли в среднем приходилось на одного работающего колониста? Сравните эти показатели с аналогичными показателями немцев на Юге России. Чем объяснить столь разительный контраст? Что можно сказать о владении немцами землёй в сравнении с представителями других народов Поволжья? Какие различия в землевладении поволжских немцев существовали между Саратовской и Самарской губерниями, между различными уездами этих губерний?

4.4.

1. Ознакомьтесь с размерами земельных владений колонистов северного Кавказа. Сколько и какой земли имели северокавказские немцы в 1890-м году? Как она распределялась по губерниям и областям.

2. Почему командующий Кавказским военным округом в письме начальнику Терской области считает нецелесообразным дальнейшее поселение немцев на Кавказе? Каковы мотивы его решения?

4.6.

1. Внимательно прочитайте статью «Немец-реформатор» из газеты «Оренбургский край» за 3 апреля 1894 г. О чём эта статья? Как автор показал национальные черты российского немца? Как описал немецкую колонизацию Оренбуржья? Какие мысли и чувства вызывает у вас эта статья?

2. Как в докладе министра земледелия и государственных имуществ А. Ермолова описан процесс заселения немцами Омского уезда? Исходя из текста документа, поясните, какие существовали ограничения на поселение немцев в Сибири? Какие меры по расселению немцев предлагает министр? Опираясь на учебник, сделайте заключение: выполнялись эти меры или нет?

3. Прочтите документ «О заселении Кулундинской степи». Что в нём говорится о Кулундинской степи и поселении там немцев?

4. Изучите прошение меннонитов генерал-губернатору Туркестана фон Кауфману о разрешении поселиться в Туркестане. О каких льготах просят колонисты губернатора? Можно ли, исходя из этих просьб определить причины, по которым меннониты решили переселиться в Туркестан? Как отреагировал генерал-губернатор на прошение?

РУБРИКИ