История российских немцев

О характере массовых выступлений в АССР немцев Поволжья (выводы комиссии под руководством секретаря Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) Ф. Густи, 24 января 1930 г.)

1. В конце декабря и в первой половине января в ряде сёл (свыше 30) Немреспублики происходили массовые выступления, дошедшие в 7 сёлах Франкского и Каменского кантонов до открытых и продолжительных (7 – 10 дней) беспорядков контрреволюционного характера. Видимая почва всех выступлений одинакова: резко усилившийся за последнее время нажим на кулачество, наличие в большинстве мест контрреволюционных организаций, недовольство обобществлением нерабочего скота, сбором разных натуральных и денежных взносов, недовольство закрытием церквей, снятием колоколов или одной только антирелигиозной пропагандой. В некоторых сёлах происходили выступления с требование освобождения арестованных кратников-кулаков*. В 7 сёлах нагорной стороны движение вылилось в однородные действия (массовый выход из колхозов, расхищение колхозного скота и части мёртвого инвентаря, уличные демонстрации с участием, главным образом, женщин, угрозы сельским активистам, самовольное возвращение кратникам конфискованного скота, освобождение арестованных зачинщиков и т. д.). Причём, однородная политическая платформа этих выступлений (требование возвращения конфискованного имущества кулакам, выселения бедняков из конфискованных домов, закрытия классных уголков, изб-читален, смещения старого сельсовета, перевыборов советов, изгнания политики из школы и т.д.) – свидетельствует о том, что последним движением руководит единый центр.

2. Общая характеристика происшествий - того же порядка, как и в других местах края (Софьино, Преображенка и т.д.), однако, ввиду некоторого специфического их оттенка (национальный момент) и особого обострения классовой борьбы в Немреспублике, массовые выступления означают, вообще, резкое обострение классовой борьбы и сигнализируют явления, которые при недостаточной чёткости партлинии и в случае опоздания мероприятий партруководства по ликвидации кулачества, как класса, или неустранение отдельных ошибок по коллективизации (чистка соц. состава, обобществление, налаживание внутриколхозных производственно-общественных отношений), а также ошибок по изъятию церквей и других причин, - могут иметь место и в других районах края.

3. Начиная с 1921 г. в Немреспублике не было ни одного массового выступления. Концентрация кулацких выступлений именно во время сплошной коллективизации и совсем близкой перспективы ликвидации кулачества, как класса происходила по следующим причинам:

а) удар по кулачеству в Немреспублике во время хлебозаготовок произошёл с некоторым опозданием и, хотя практика применения кратного обложения осуществлялась впоследствии широко, в некоторых местах кулак, частично в колхозе, иногда и вне его, сохранил свою хозяйственную мощность (в этих же местах, удар, назначенный для кулака, был применён к середняку);

б) сложившиеся кулацко-контрреволюционные группировки из немцев оставались во время известных операций ГПУ почти не тронутыми;

в) общественное влияние немецкого кулака местами сильно. Во-первых, потому что батрачество и беднота всё ещё слабо организованы для конкретной и беспощадной борьбы с кулаком, вследствие чего более резки и колебания середняка в сторону кулака в этих местах; во-вторых, вследствие своеобразного перемещения за время пролетарской революции классовых группировок в немецком селе;

г) «международные» связи немецкого кулачества также подбадривают верхушку села (эмиграционное движение и т.д.);

д) большая сила религиозной солидарности и националистических тенденций, затушёвывающих и прикрывающих в местах слабого проведения партлинии – классовые противоречия;

е) значительная засорённость сельсоветов и правлений колхозов кулацкими и бывшими бандитскими элементами (особенно в Каменском кантоне) или людьми сомнительной стойкости и чистоты (за бесценок приобретая конфискованное имущество, иногда бесплатно пользовались им, резали скот перед вступлением в колхоз и т. д.).

4. Кроме этих причин, объективно усиливающих позиции кулачества, парторганизация Немреспублики недостаточно перевооружилась в соответствии с задачами сплошной коллективизации и крупные недочёты во время последних хлебозаготовок дают себя ещё чувствовать. Колхозное строительство на местах протекает помимо руководящего влияния канткомов и сельпартячеек, задачи работы с беднотой, проблемы коллективизации и вопросы весеннего сева не занимают должного места в повседневной работе.

Партруководством были допущены за последнее время ошибки, как по коллективизации, так и по антирелигиозной работе. Неверные и неправильные директивы по этим вопросам привели к ошибкам или преступлениям во время их проведения на местах и вместе с теми затруднениями в которых находились отдельные колхозы, и причинами, изложенными в пункте 3, создавали благоприятную почву для массовых выступлений, руководимых кулачеством и духовенством. Причём, руководящей верхушке удалось втянуть в организационную работу (связь с соседними сёлами, места подпольных собраний) некоторое количество бедняков и середняков, участниками же выступлений явились классово-несознательные бедняки, особенно женщины, до те пор никакого участия в общественной жизни не принимавшие, а также середняки (в среднем в каждом выступлении участвовало до 250-300 человек).

5. Ошибки партруководства по обобществлению имущества членов заключаются в том, что обобществление проводится, согласно директив ноябрьского пленума обкома, по которому обобществлению подлежит весь продуктивный скот. При этом обобществлённые коровы и овцы, находясь в большинстве мест в колхозных конюшнях, содержатся за счёт колхозного фуража и по существу принадлежат не колхозу, ибо молоком и шерстью пользуются бывшие владельцы. Даже в сёлах, в которых имеются масло-сыроваренные заводы и где, согласно директив крайкома, должен быть обобществлён молочный скот, масло-сыроваренные заводы после сплошной коллективизации прекратили свою деятельность, молоко же разбазаривается за бесценок (7 коп. литр) или раздаётся бесплатно. Правления колхозов беспомощно стоят перед задачей обобществления семян и фуража (концентрированный корм покупали за деньги у своих же членов в селе Семёновка и др.) и, совершенно не собирая денежных паевых взносов (из натуральных взносов перечисляется соответствующая доля в пай), не имеют никаких оборотных средств, не авансируют даже в минимальном размере работающих батраков и бедняков. В правлениях колхозов Каменского района нет ни одного середняка (в обследованных колхозах преобладают ремесленники), общественно-производственные отношения внутри колхозов не налажены, директивы о неприёме в колхоз кулаков, лишенцев и уничтоживших скот, как правило, не выполняются.

Неизбежные и объективные трудности колхозного строительства переплетаются, таким образом, с субъективной беспомощностью и ошибками руководства и порождают недовольство членов. Всё это, вместе взятое на крутых переломах жизни села усиливало до принятия контрмер (разъяснение, репрессии против кулаков-зачинщиков) почву под контрреволюционную работу кулачества.

Характерной особенностью приёмов кулачества в классовой борьбе являются не только умелые комбинации по использованию объективных трудностей или ошибок партруководства и других организаций, но и искусственное разжигание имущественных противоречий между беднотой и середняками, а равно умение направить недовольство отдельными личностями или второстепенными промахами в работе колхозников против колхоза и советской власти вообще.

В некоторых местах искусство кулацкого приспособления к современным лозунгам доходило до «признания» кулачеством бедноты, как основной опоры в борьбе против «гонителей» религии и «трудового» крестьянства. В селе Пфейфер переизбрали церковный совет, введя туда одних бедняков, в городе Бальцер арестованные кулаки подали прошение на имя бедноты и рабочих фабрики «Цукунфт».

Величайшей ошибкой колхозов Каменского кантона является то обстоятельство, что в их состав входят в большинстве случаев и кулаки-кратники. Кулак борется за руководство колхоза и с самого начала поголовной коллективизации этих сёл (к 7 ноября были оформлены почти все указанные коллективы), кулаки или подкулачники проповедовали следующий тезис: «Не хотим классовой борьбы в колхозе. Мы больше не бедняки и не богачи, мы все коллективисты. Не надо бедняцких собраний. Не надо политики» (Стенограмма речи Г. Гольцман из села Лейхтлинг на собрании в селе Келлер). В других сёлах кулаков не приняли в колхоз. Имелся случай, когда кулак подряд подал 8 заявлений о вступлении в колхоз. И в тех, и в других случаях имеем классический образец того как кулак не хочет оторваться от основных масс села, какими средствами борется против колхоза, как взрывает его изнутри или извне.

6. Религиозный момент по-разному включается в ход классовой борьбы. В преобладающем большинстве случаев причина недовольства на религиозной почве объясняется вредной директивой съезда колхозников Немреспублики «о наступлении на религию» (от 8-11/ХII-1929 г. по докладу тов. Вельш – зав. отделом деревни обкома), перед рождеством в смягчённой формулировке повторённой агитпропотделом обкома. Эта директива, впоследствии отменённая Бюро обкома от 5/I-1930 г., на местах была подхвачена и безо всякой подготовки масс, даже без опроса их, или путём мошеннической фабрикации большинства (голосовало объединённое заседание ячеек партии и комсомола плюс делегатское собрание плюс члены профсоюзов плюс общие собрания граждан, где присутствовали и снова голосовали члены партии, комсомола, профсоюзы и делегатки), - были закрыты церкви. Причём систематической и массовой антирелигиозной работы до сих пор почти нигде в Немреспублике не велось, и кулачество отождествляло в своей агитации администрирование по закрытию церквей с политикой советской власти. Закрытие церквей проводилось в порядке социалистического соревнования и привело к резкому ухудшению настроения, использованного впоследствии кулачеством против коллективизации. По свидетельству тт. Викснинс и Лапидус, побывавших в Марксштадтском и Фёдоровском кантонах, достаточно было объяснить политику партии в области религии и антирелигиозной работы и всё успокоилось.

В Каменском кантоне перегибов в области религии не было. Допущена была тактическая нелепость, заключающаяся в том, что католическому священнику села Пфейфер в трёх приёмах давали твёрдое задание по хлебозаготовкам: сперва 200 пудов, после выполнения – ещё 200 пудов, впоследствии ещё 300 пудов. Этот священник, в натуре получая своё вознаграждение (9 фунтов пшеницы на душу), мог бы сразу выполнить 750-800 пудов. Робость и постепенность заданий по хлебу была воспринята верующими как преследование священника и являлось впоследствии одним из предлогов выступления «за веру». Воинствующие фанатики (католики) Каменского кантона открыто (не только во время уличных демонстраций, но и на собраниях, проводимых в присутствии тт. Шваба** и Густи) заявили, что они согласны с антирелигиозной работой, вообще, не могут мириться с существованием красных уголков и изб-читален, преподаванием политики в школе и т.д.

7. Подытоживая материалы и соглашаясь с анализом комиссии, бюро крайкома предлагает обкому ВКП(б) Немреспублики принять следующие меры:

1) Со всей последовательностью и решительностью проводить директивы Крайкома об уничтожении кулачества как класса.

2) Под личную ответственность тов. Горст*** послать ответственных работников Немреспублики и кантонных центров в сёла с таким расчётом, чтобы в каждом селе под их руководством были проведены все мероприятия по колхозному строительству, особенно по чистке колхозов от кратников, кулаков и разбазаривших скот, по обобществлению продуктивного скота, по денежным паевым взносам, по размеру колхозов, по подготовке к весенней сельскохозяйственной кампании – в строгое соответствие с директивами краевого комитета.

3) Поручить этим же товарищам разъяснить политику партии по религии и антирелигиозной работе, усиливая последнюю в порядке последовательной и углубленной повседневной пропаганды. В случаях закрытия церквей в административном порядке и без спроса населения, возвратить церкви обществам верующих. В тех же местах, где церкви были закрыты на основании решения большинства, оформить их изъятие.

4) Особо тщательно подготовить перевыборы советов, решительно очищая их от классово-враждебных элементов, обеспечивая в них батрацко-бедняцкое большинство из проверенных активистов, решительно усиливая руководящее влияние советов на колхозы.

5) Проверить степень организационной работы с батрачеством и беднотой и беспрекословно осуществить все директивы крайкома на этот счёт.

6) В тех случаях, когда в составе правлений колхозов отсутствуют середняки, кооптировать середняков в состав правлений с учётом обеспечения батрацко-бедняцкого большинства.

7) немедленно приступить к налаживанию производственно-общественных взаимоотношений внутри колхоза, организуя производственные комиссии и совещания. Считать целесообразным в порядке колхозно-общественной нагрузки прикрепить к общественным конюшням, амбарам, мельницам, масло-сыроваренным заводам и другим колхозным предприятиям, кроме постоянно работающих, - также колхозников-активистов, членов производственных комиссий.

8) Проверить обоснованность жалоб на неправильные действия членов сельсоветов и правлений колхозов Каменского и Марксштадтского кантонов и, в случае их подтверждения, привлечь виновных к строгой ответственности.

9) Привлечь к ответственности всех членов партии и должностных лиц, допустивших искривление партлинии или нарушение законов по изъятию церквей.

10) Привлечь к партийной ответственности вплоть до исключения из партии тех коммунистов, которые во время выступлений покинули свои посты.

_________________________________________________________________________________________________________________

*Кратник – крестьянин, подвергшийся «кратному обложению», то есть, ему было вменено выполнение нормы сдачи государству хлеба и другого продовольствия, многократно превышавшей обычную норму. Кратирование проводилось намеренно в отношение состоятельных крестьян с целью их разорения. Поскольку намеренно завышенную норму крестьянин выполнить не мог, государственные органы конфисковывали принадлежащее ему имущество.

** И. Шваб – в январе 1930 г. – председатель ЦИК АССР немцев Поволжья.

*** Х. Горст – в январе 1930 г. – ответственный секретарь обкома ВКП(б) Республики немцев Поволжья.

РУБРИКИ