История российских немцев

Методические материалы к главе

Дополнительная литература

 

Вопросы для проверки качества усвоения материала главы

(ответы искать в тексте)

 

1. Охарактеризуйте переселенческую политику Российской империи, осуществлявшуюся при Павле I, Александре I и Николае I?

2. Назовите важнейшие документы, касавшиеся жизни и деятельности колонистов, принятые в Российской империи в первые 6 десятилетий XIX ?

3. Как происходило заселение иностранцами Новороссии в начале XIX в.? Охарактеризуйте общее развитие причерноморских колоний.

4. Как развивались немецкие колонии в Поволжье?

5. За счёт каких факторов увеличивалось число немецких колоний в Поволжье?

6. Как происходило поселение немцев в Закавказье? Каковы особенности становления и развития закавказских колоний?

7. Каковы особенности немецкой колонизации Северного Кавказа?

8. Почему и как происходило дальнейшее поселение немцев-переселенцев под Петербургом? Как развивались петербургские колонии?

9. Когда и как происходило поселение немцев-колонистов на Волыни?

10 Охарактеризуйте деятельность немцев в первой половине XIX в. на государственной и военной службе, в науке, образовании и искусстве Российского государства.

3.1.

11. Почему при Павле I политика привлечения иностранцев в Россию была продолжена, хотя он яростно отвергал и уничтожал всё то, что делала в предшествующие годы его мать – Екатерина II?

12. С какой целью Павел I решил возродить централизованную систему управления колониями?

13. Какую роль сыграла принятая 17 сентября 1800 г. Инструкция о внутреннем порядке и управлении в колониях.

14. Как готовился и осуществлялся второй этап массового переселения иностранцев в Россию? Куда направлялся их основной поток?

15. На какой правовой основе осуществлялся второй этап массового переселения иностранцев в Россию?

16. В чём суть реформ в управлении иностранными колониями, которую провёл Николай I в 1833 году?

17. Почему в 1857 г. был введён в действие «Устав о колониях»? Что он из себя представлял?

3.2.

18. Какова роль С. Х Контениуса в успешном становлении и развитии колоний Новороссии?

19. В какие годы начала XIX века переселение иностранных колонистов в Новороссию было наиболее интенсивным? Сколько новых колоний было создано за этот период?

20. Какие новые территории Причерноморья были заселены в первой половине XIX века?

21. За счёт чего увеличивалось число колоний после 1820-го года?

22. С какими трудностями сталкивались колонисты Новороссии в процессе становления и развития своих хозяйств?

23. Какой была система землепользования новороссийских колонистов? Чем она отличалась от системы землепользования немцев Поволжья?

24. Какая продукция, производимая новороссийскими колонистами, стала товарной и приносила им прибыль?

25. Какой фактор системы землевладения колонистов побуждал их к развитию ремёсел?

26. Какие формы взаимопомощи получили распространение у крестьян Новороссии?

27. К каким религиозным конфессиям относились новороссийские немцы-колонисты?

28. Как протекала религиозная жизнь в колониях?

29. Каковы характерные черты школы новороссийских колонистов? Были ли какие-либо отличия этой школы от школы поволжских немцев?

30. Назовите основные этапы развития колонистской школы в Новороссии?

31. Как решалась в колониях проблема учительских кадров?

32. Как развивалось российское патриотическое сознание новороссийских колонистов? Как они показали себя в Крымской войне?

3.3.

33. Оправдали ли поволжские немцы надежды российских властей на их способность существенно развить сельскохозяйственное производство в районе Саратовского Поволжья? Свой ответ поясните.

34. Какие культуры выращивали колонисты Поволжья?

35. Какие факторы сдерживали в Поволжье развитие ремёсел?

36. Какие виды ремёсел получили наибольшее распространение у немцев Поволжья?

37. Каких два вида ремесла переросли в крупное товарное промышленное производство?

38. Когда и в связи с чем началось создание в Поволжье дочерних колоний?

39. Сколько дочерних колоний было создано в Поволжье в середине XIX века?

40. Когда и на какие территории Поволжья было осуществлено последнее переселение колонистов из Германии?

41. Как развивалась религиозная жизнь у немцев Поволжья? Какие новые конфессии появились среди колонистов Поволжья к 1870-м годам?

42. Раскройте позитивные и негативные тенденции в развитии колонистской школы в Поволжье за первые шесть десятилетий XIX века.

3.4.

43. Каковы были основные причины поселения немцев в Закавказье?

44. В какие годы было осуществлено переселение?

45. К каким конфессиональным группам протестантизма принадлежали закавказские колонисты?

46. Какие льготы получили закавказские переселенцы?

47. Каких два очага немецкой колонизации появилось в Закавказье в результате переселения туда немцев из германских государств?

48. С какими неблагоприятными факторами столкнулись колонисты в Закавказье? Как их удалось преодолеть?

49. Какие отрасли сельского хозяйства и ремёсла развивали закавказские колонисты?

50. Как осуществлялось управление закавказскими колонистами?

51. Обрисуйте религиозную жизнь колонистов. Как специфика сепаратизма влияла на жизнь этой группы колонистов?

52. В чём сходство и различие колонистской школы Закавказья с аналогичными школами Поволжья и Новороссии?

53. Почему, несмотря на то, что разрешение иностранцам селиться на Северном Кавказе было дано ещё в 1785 году, заселение этого региона колонистами вплоть до середины XIX века шло чрезвычайно медленно?

54. Как шёл процесс создания первых немецких колония на Северном Кавказе?

55. Откуда, главным образом, переселялись немцы-колонисты на Северный Кавказ?

56. Когда начали появляться первые немецкие поселения в Области Войска Донского?

57. Как управлялись колонии Северного Кавказа?

58. К каким религиозным конфессиям относилось немецкое население Северного Кавказа?

59. Охарактеризуйте постановку школьного образования колонистов на Северном Кавказе.

3.5.

60. В какие годы происходило создание новых колоний под Петербургом, связанное со вторым этапом массового переселения немцев в Россию?

61. В чём суть конфликта между колонистами «Изварского обреза» и властями, длившегося более года?

62. Когда началось массовое переселение немцев на Волынь?

63. Каковы особенности немецкой колонизации Волыни? Сколько колонизационных волн можно выделить в этом процессе?

64. Назовите период наиболее интенсивного заселения немцами Волыни? Сколько немецких колоний в это время было создано?

65. Почему большое количество немцев переселялось на Волынь из Царства Польского?

66. Каковы особенности землевладения и землепользования волынских немцев?

67. Какова роль государства в колонизации немцами Волыни?

3.6.

68. Какой процент (приблизительно) должностей в высшей российской администрации занимали немцы в течение XIX века?

69. Назовите высшие государственные и военные должности, которые занимали немцы?

70. Назовите российских немцев, прославивших русское оружие в Отечественной войне 1812 года?

71. Какой вклад в оборону Севастополя в годы Крымской войны внёс генерал Э. Тотлебен?

72. Назовите фамилии офицеров и генералов немецкого происхождения, отличившихся в Кавказской войне.

73. Какой вклад в развитие науки и русского флота внесли И.Ф. Крузенштерн и Ф. Ф. Беллингсгаузен?

74. Кто из российских учёных немецкого происхождения исследовал Урал, Сибирь, Степной край, Туркестан?

75. Какой вклад внесли российские немцы в развитие науки и культуры в XIX веке?

76. В каких городах России имелись крупные немецкие диаспоры?

77. Назовите крупнейших российских предпринимателей XIX в. из российских немцев?

 

Работа с картой

1. На карте «Переселение немцев в Россию» покажите, куда направлялись переселенцы второго этапа массового переселения иностранцев в Россию.

2. Покажите, какие территории Причерноморья и Крыма заселялись немцами-колонистами в первой половине XIX века? 

3. По каким маршрутам осуществлялась колонистами перевозка оружия, снаряжения, продовольствия и раненых в годы Крымской войны?

4. На карте Поволжья покажите территории, где создавались дочерние колонии, куда заселялись поздние переселенцы из Германии.

5. В каких городах и колониях Поволжья развивалось крупная колонистская промышленность?

6. Покажите на карте Российской империи основные районы расселения немцев в Закавказье.

7. Покажите основные районы расселения немцев на Северном Кавказе. Проследите по карте маршруты, по которым колонисты мигрировали в этот регион из Поволжья, Новороссии и Бессарабии.

8. Покажите на карте место образования «приморских» колоний под Петербургом

9. Покажите район компактного поселения немцев на Волыни. Каким маршрутом они переселялись туда из Царства Польского? 

10. Покажите города России, где имелись крупные немецкие диаспоры? 

11. Где находится море Беллингсгаузена, остров Врангеля, пролив Крузенштерна? Выясните, почему эти географические объекты получили такие названия?

 Работа с источниками

3.1.

1. Тщательно изучите «Устав о колонистах» 1857 г. (документ 3.1.1.). По каким признакам в нём классифицируются все колонии иностранных поселенцев? В чём, согласно Уставу сходство и различия в управлении колониями Поволжья и колониями, располагавшимися под Петербургом? Какие документы составляли акты гражданского состояния колонистов? Что из себя представлял каждый из этих документов? За что колонист мог лишиться своего статуса? Как в Уставе определялись права колонистов на землю и другое имущество, на его раздел и получение в наследство? Как в Уставе сформулированы важнейшие обязанности колонистов? Каким должен был быть правопорядок в колониях? Куда и насколько разрешалось колонистам выезжать из колоний? Как должны были осуществляться «суд и расправа»над колонистами.

3.2.

1. Внимательно прочитайте письмо Д. Ришелье С. Контениусу. Какие проблемы, связанные с перевозкой колонистов в Россию, поднимаются в нём. Оцените заботу российских властей о прибывавших колонистах.

2. Изучите Представление I отделения Экспедиции государственного хозйства министру внутренних дел В. П. Кочубею относительно меннонитов, идущих из Пруссии на поселение в Новороссийский край от 13 июня 1804 года. Как осуществлялся процесс переселения мнннонитов из Пруссии в Новороссию? Какие препятствия этому чинили власти Пруссии? Какие постановочные вопросы на разрешение императору ставятся в данном Представлении Министру внутренних дел?

3. Внимательно прочитайте представление Д. Ришелье князю А, Куракину (документ 3.2.3). Какие проблемы приходилось преодолевать властям, чтобы обеспечить колонистов землёй? Что вы можете сказать о действиях Д. Ришелье в данном конкретном случае?

4. Ознакомьтесь со статистическими данными о размещении в Екатеринославской губернии немецких колоний по состоянию на 1811 год. Причём меннониты показаны отдельно от остальных немцев. В скольких уездах губернии были размещены колонисты? Сколько колоний было создано? Какова численность колонистов? Каким количеством земли они владели? Подсчитайте, сколько земли приходилось в среднем на одно хозяйство?

5. Документ 3.2.5. – воспоминания офицера П. Алабина о том, как колонисты помогли перебросить в Крым с берегов Дуная целый армейский корпус. Внимательно почтите приведённый фрагмент мемуаров. Как колонисты выполняли эту операцию: добровольно или по принуждению? Какие тяготы и лишения переносили? Какое отношение к колонистам звучит в словах русского боевого офицера?

3.3.

1. Ознакомьтесь с Положением Комитета министров о выделении колонистам новых земель. Сколько новой земли и в каких местах планировалось предоставить колонистам?

2. Внимательно прочитайте Положения о переселении в дочерние колонии, выработанные самими колонистами. Какие хозяйства допускались к переселению? Какой принцип: добровольности или принуждения лежал в основе переселения? Какие льготы своим переселенцам предоставляли общества материнских колоний?

3. Прочтите стандартное письмо колонистов для приглашения патера на католический колонистский приход. В чём сходство этого письма с контрактом? Какие обязательства колонисты возлагают на патера? Какие условия работы и материальное вознаграждение обещают? Какие обязанности должен был выполнять в приходе католический патер?

4. Внимательно прочитайте воспоминания управляющего Саратовской конторы иностранных поселенцев Шафранова о посещении им колонистской школы в Лесном Карамыше. Что в этих воспоминаниях вас поражает? Согласны ли вы с оценкой качества школьного обучения, данной управляющим? Прокомментируйте сюжет со свежей таловой палочкой.

3.4.

1. Изучите документ 3.4.1. Сколько всего колоний на Северном Кавказе было образовано к середине XIX века? Сколько людей в них проживало? Каким количеством земельных угодий владели колонисты. Подсчитайте сколько земли приходилось на одну колонистскую семью?

3.5.

1. Изучите результаты обследования колонии Ямбург К каким выводам пришла комиссия, обследовавшая колонию Ямбург? Как вы считаете, почему в этой колонии получило распространение пьянство?

2. Внимательно ознакомьтесь с документом 3.5.2. Сколько немецких колоний имелось под Санкт-Петербургом в 1820-х годах? Сколько людей в них проживало? Сколько земли всего имели колонисты? Подсчитайте сколько земли в среднем приходилось на один двор?

3. Прочитайте документ 3.5.3. – обращение волынских немцев-колонистов к императору Александру II. По какой причине оказались эти колонисты на Волыни? О чём просят монарха? Какой приём используют в данном документе колонисты, чтобы завоевать благосклонность императора?

4.1. «Великие реформы» 1860-х – 1870-х гг. в России и их влияние на положение немцев России

РУБРИКИ