Дополнительная литература
Вопросы для проверки качества усвоения материала главы
(ответы искать в тексте)
1. В чём заключалась объективная необходимость привлечения иностранцев в Россию для освоения пустующих земель?
2. В чём было сходство и отличие колонизационной политики императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II?
3. Каков был общий механизм вербовки и переселения колонистов в Россию?
4. Дайте общую характеристику системы управления иностранными колониями в России.
5. Где и как создавались первые колонистские поселения?
6. Охарактеризуйте первые шаги социально-экономического развития колоний Поволжья.
7. Какие последствия для колоний Поволжья имело нашествие крестьянской армии Пугачёва и набеги кочевников?
8. Охарактеризуйте социально-экономическую ситуацию в колониях Поволжья к концу XVIII века.
9. Как развивалась духовная жизнь колонистов Поволжья?
10. Куда и как расселили по России «избыточных» колонистов первой волны?
11. Когда и как началась колонизация Новороссии?
12. Как жили в царствование Екатерины II городские немцы.
2.1.
13. Почему в Российской империи не было серьёзного внутреннего колонизационного потенциала?
14. Почему Екатериной II было подписано 2 колонизационных манифеста, а не один?
15. Раскройте общее содержание Манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 г.
16. Из каких двух основных частей (по содержанию) состоял Манифест Екатерины II от 22 июля 1763 г.?
17. Кого приглашали манифесты Екатерины II в Россию: только немцев или всех желающих иностранцев?
18. Какие положения, продекларированные в Манифесте от 22 июля 1763 г. впоследствии не выполнялись?
19. С какой целью была создана Канцелярия опекунства иностранных?
20. Какими правами обладала Канцелярия, какие обязанности на неё возлагались?
21. Смогла ли Екатерина II и её чиновники обеспечить полное юридическое оформление процесса переселения иностранцев в Россию?
2.2.
22. Почему правительства многих европейских государств, в том числе таких крупных как Франция, Испания, Швеция, Австро-Венгрия, препятствовали вербовке своих граждан в Россию?
23. Почему бесполезно было вербовать на переезд в Россию граждан Англии и Голландии?
24. Как совершенствовался механизм вербовки иностранцев? Какую роль сыграл в этом русский посол в Регенсбурге И. Смолин?
25. Кто такие вызыватели и какова была их роль в вербовке колонистов в Россию?
26. Назовите всех вызывателей?
27. Какие проблемы создали вызыватели для Российского государства?
28. Почему Российское правительство вынуждено было прекратить вербовку и переселение колонистов в Россию в 1766 году?
29. Как была организована переправка колонистов в Россию?
30. Как проходил процесс доставки колонистов в Поволжье?
31. Дайте общую оценку организации и переселения иностранцев в Россию в 1763 – 1766 гг.
2.3.
32. Когда и с какой целью было принято решение о создании Саратовской конторы Канцелярии опекунства иностранных?
33. Какой была система управления колониями в Поволжье? Раскройте её структуру.
34. Когда под государственную систему управления перешли колонии, основанные вызывателями?
35. Расскажите о функциях Саратовской конторы Канцелярии опекунства иностранных?
36. Какие функции выполняли окружные комиссары?
37. Какую роль в колониях играли форштегеры и бейзицеры?
38. Соответствовала ли система управления колонистами, созданная в Поволжье, положениям Манифеста от 22 июля 1763 г. (выборность, самостоятельность и т.п.)?
39. Почему в начале 1780-х гг. система управления поволжскими колониями была изменена?
40. Чем отличалась новая система управления от старой?
41. Когда и в связи с чем опекунские учреждения были вновь восстановлены? Кому подчинялась новая Саратовская контора опекунства иностранных?
2.4.
42. Какие два типа застройки колоний использовались в Поволжье?
43. Как выглядели колонистский дом и подворье?
44. Кто строил дома немецким колонистам?
45. Как в целом осуществлялось строительство колонистского жилья?
46. Как образовывались названия колоний?
47. Учитывалась ли религиозная принадлежность колонистов при создании колоний?
48. Как шло хозяйственное обзаведение колонистов?
49. Как создавался земельный резерв в колониях?
50. Чем были обусловлены социально-экономические трудности в развитии колоний в период их становления?
51. Почему в наиболее трудном экономическом положении оказались вызывательские колонии?
52. Какой урон немецким колониям нанесло пугачёвское нашествие?
53. Почему нападения кочевников на немецкие колонии по времени совпали с пугачёвским бунтом?
54. Какие последствия имели для колонистов нападения киргиз-кайсаков?
55. Раскройте хозяйственные достижения и успехи немецких колонистов в Поволжье к концу XVIII века?
56. Какие религиозные конфессии существовали у колонистов? Как было организовано конфессиональное управление колониями у лютеран, католиков, реформатов?
57. Какие государственные льготы предоставлялись священнослужителям, решившим поселиться в колониях и работать по своей специальности?
58. На чей счёт существовали священнослужители в колониях в более позднее время?
18. Почему колонисты придавали важное значение конфессиональной школе?
59. Каково было положение учителя в колонистской школе? За чей счёт он содержался?
60. Как создавались первые школы и организовывалось обучение детей?
2.5.
61. В какие места Российской империи стали размещать «избыточных» колонистов «первой волны» переселения?
62. Почему возникла необходимость заселить колонистами территории, получившие название «Новороссия»?
63. Какую роль в колонизации Новороссии сыграл князь Г. А. Потёмкин?
64. С какого года в Новороссию начали переселяться колонисты, кто были первые переселенцы?
65. Какие дополнительные льготы, по сравнению с поволжскими немцами имели новороссийские переселенцы?
66. К какой конфессиональной группе принадлежала основная часть переселенцев?
67. Почему Российское государство проявляло повышенный интерес к приглашению в Новороссию меннонитов?
68. Каковы были особенности хозяйствования и жизни меннонитов?
69. С какой целью и когда была издана «Инструкция для новороссийских иностранных колонистов»?
70. Чем можно объяснить сложности становления и развития колонистских хозяйств?
2.6.
71. Какую роль во всех сферах общественной жизни России играли немцы при Екатерине II?
72. Охарактеризуйте деятельность в России второй половины XVIII века промышленников и купцов иностранного происхождения.
73. В каких отраслях науки и производства немцы занимали ведущее положение?
74. Какой вклад внесли немцы в развитие российской живописи, скульптуры, архитектуры?
75. Когда и как возникла немецкая слобода в Саратове?
76. Представители каких ремёсел жили в немецкой слободе Саратова?
77. Какое название получила впоследствии саратовская немецкая слобода.
Работа с картой
2.2.
1. На карте Западной Европы XVIII века покажите, из каких стран, главным образом вывозились колонисты в Россию?
2. Покажите германские города Франкфурт-на-Майне и Ульм, где находились русские комиссары, занимавшиеся вербовкой и переправкой колонистов в Россию? Центральная Германия во второй половине 18 века.
3. Из учебника выпишите названия германских городов и местечек, где были организованы сборные пункты для колонистов. Попытайтесь найти их на карте. Центральная Германия во второй половине 18 века.
4. Покажите, где пролегал сухопутный маршрут переправки колонистов в Россию? Переселение немцев в Россию.
5. Покажите портовые германские города Любек и Данциг, из которых колонистов отправляли морским маршрутом.
6. На карте покажите, как пролегал морской маршрут перевозки колонистов в Россию?
7. Покажите, в какой российский город и его окрестности прибывали колонисты, переправлявшиеся морским путём?
8. По каким маршрутам колонисты переправлялись в Саратов? Доставка колонистов в Поволжье. Карта.
Западная Европа во второй половине XVIII века. | Центральная Германия во второй половине 18 века |
Переселение немцев в Россию | Доставка колонистов в Поволжье. Карта. |
2.4.
1. Покажите на карте Поволжья немецкие колонии, образованные в XVIII веке. Какие из них были государственными (коронными), какие – вызывательскими? , Карта немецких колоний Поволжья к концу 18 века. Фрагмент 2, Карта немецких колоний Поволжья к концу 18 века. Фрагмент 1
2. Покажите, где располагалась колония Сарепта? Доставка колонистов в Поволжье. Карта
3. Как проходили по немецким колониям маршруты пугачёвских отрядов? Движение армии Пугачева
4. На какие группы колоний нападали киргиз-кайсаки? Карта немецких колоний Поволжья к концу 18 века. Фрагмент 2
Карта немецких колоний Поволжья к концу 18 века. Фрагмент 1 | Карта немецких колоний Поволжья к концу 18 века. Фрагмент 2 |
Доставка колонистов в Поволжье. Карта | Движение армии Пугачева |
2.5.
1. На карте России XVIII века покажите окрестности Санкт-Петербурга, Воронежа, Лифляндию, Малороссию, куда были направлены «избыточные» колонисты. Россия в середине XVIII века.
2. Покажите Новороссию, основные её территории, заселявшиеся колонистами. Переселение немцев в Россию.
3. Покажите город Данциг и его окрестности, откуда прибыла в Малороссию основная часть меннонитов. Переселение немцев в Россию.
Россия в середине XVIII века. | Переселение немцев в Россию. |
Работа с источниками
2.1.
1. Внимательно прочитайте Манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 г. (документ 2.1.1.). Что можно сказать о стиле этого Манифеста? Какие, на ваш взгляд, две задачи он должен был выполнить? Манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 года
2. Тщательно изучите Манифест Екатерины II от 22 июля 1763 г. Каким объявлялся механизм переезда в Россию? Чем объяснить явно агитационный характер 4-го параграфа? Почему в 5-м параграфе предписывалось каждому колонисту принимать присягу о подданстве? Какие права предоставлялись переселенцам по вероисповеданию, какие ограничения в этом вопросе на них накладывались? Какие экономические и таможенные льготы предоставлялись колонистам? Как этими льготами пытались стимулировать приток колонистов на необжитые места и в новые производства? Обратите внимание на льготы, связанные с организацией самоуправления, освобождением от военной и гражданской служб. За чей счёт, согласно Манифесту прибывшие в Россию колонисты доставлялись до места поселения? Какие оговорки содержатся в Манифесте относительно привилегий и льгот потомкам колонистов? Как Манифест определял возможность колонистам вернуться на прежнюю родину? Манифест Екатерины II от 22 июля 1763 г.
2.2.
1. Внимательно ознакомьтесь с выдержками из агитационных материалов, распространявшихся в Европе русскими вызывателями . Выдержки из агитационных материалов, распространявшихся в Германии. Насколько они правдивы? Найдите пассажи, являющиеся явной ложью.
2. Изучите извещение комиссара И. Фациуса. Извещение И.Фациуса. Насколько оно было привлекательным для немецких крестьян? Какие агитационно-рекламные приёмы применяет И. Фациус в своём извещении?
3. Прочитайте Эдикт Кур-Рейнского графства от 21 апреля 1766 г. и Кур-Пфальцского правительства от 27 мая 1766 г. Эдикт. В чём проявляется его антироссийская направленность? Почему барон и правительство запретили вербовку граждан в своём государстве?
4. Внимательно изучите условия, на которых государство заключало соглашения с вызывателями. Условия для совершения договоров с вызывателями, Какие положения этих условий были выгодны государству? В чём была выгода вызывателей? Какие положения условий позволяли вызывателям мошенничать и обманывать государство и колонистов? Какие из этих условий впоследствии игнорировались вызывателями (см. учебник)?
5. Ознакомьтесь с Инструкцией российским комиссарам во Франкфурте и Ульме.Инструкция российским казённым комиссарам в Ульме и Франкфурте-на-Майне по вербовке и отправке колонистов в Россию. Какие проблемы в нём рассматриваются? Особое внимание обратите на 3-й пункт. По какой причине он возник и как перевести на современный язык данное комиссарам указание?
6. Прочитайте выдержку из воспоминаний колониста Цюге. Из воспоминаний колониста Цюге. Какие проблемы, связанные с вербовкой и переправкой колонистов содержатся в ней? Что так поразило колониста (вспомните агитационные материалы о России, в которые Цюге, как и другие колонисты, поверил)?
2.3.
1. Тщательно изучите Инструкцию о функциях Канцелярии опекунства иностранных. Инструкция о функциях Канцелярии опекунства иностранных. С какой целью создавалась Канцелярия? Кому она подчинялась? Какие деньги отпускались её на расходы? Какой деятельностью она должна была заниматься? Подчинялись ли Канцелярии иностранцы, приезжавшие в Россию на время?
2. Изучите «Аграрный закон» от 19 февраля 1764 г. Аграрный закон. Какие места для расселения колонистов указывались в законе? Почему колонистов предлагалось селить округами? Сколько и какой земли давалось колонистам согласно закону? Почему все колонистские семьи наделялись одинаковыми участками? Как предлагалось решать вопрос аграрного перенаселения в будущем? Какая система наследования земли вводилась законом? Какому из сыновей переходила в наследство земля? Разрешалось ли земельные участки делить, продавать и покупать, закладывать и т.п.? Какие земли находились в общем пользовании колонистов? Какие проблемы поднимаются в 6-пункте закона? Каким образом закон предлагает готовить земли под заселение колонистов заблаговременно?
3. Внимательно прочитайте высочайшую грамоту, пожалованную императрицей Екатериной II колонистам Сарепты? Высочайшая грамота, дланная императрицей Екатериной Второй Сарепте.doc Как вы думаете, почему Сарепта была выделена из всех других колоний и на неё был составлен отдельный специальный документ? В чём сходство и в чём различия в привилегиях и льготах, полученных сарептянами и другими поволжскими колонистами? Из содержания документа определите, какие надежды на сарептян возлагала русская императрица?
2.4.
1. Прочитайте воспоминания колонистов Бата и Асмуса. Воспоминания колонистов Бата и Меринга. С какими чувствами прибыли колонисты на место своего будущего поселения? С какими трудностями им пришлось столкнуться в первую же зиму? Какую интересную информацию о первых месяцах жизни в колониях можно почерпнуть из воспоминаний колониста Меринга?
3. О какой проблеме, связанной с насильственным приобщением к сельскому хозяйству всех прибывших иностранцев говорится в воспоминаниях колониста Асмуса? Воспоминания колониста Асмуса. Как влиял на жизнь колонистов климатический фактор?
4. Внимательно прочитайте воспоминания колониста Х. Цюге. Из воспоминаний колониста Х. Цюге. Какие меры наказания применялись к «нерадивым» колонистам, то есть к тем, кто не имея навыков работы на земле, не смог добиться каких-нибудь результатов? Почему колонисты пытались бежать из Поволжья?
5. Как по словам писателя Измайлова выглядела колония Сарепта в 1802 г.? Впечатления писателя Измайлова, посетившего колонию Сарепта. На примере Сарепты покажите, как изменилась жизнь колонистов за 30 лет? Какие сюжеты из жизни колонистов вызывают особый восторг писателя?
2.5.
1. Внимательно прочитайте письмо вызывателя Х. Траппе князю Потёмкину. Письмо вызывателя Х. Траппе князю Потёмкину. Какой, по словам автора письма, в германских государствах на тот период времени была переселенческая конъюнктура? Чего опасались меннониты, жившие под Данцигом? Почему они стали спешно покидать этот край? Из каких мест Германии предлагал Х. Траппе пригласить в Новороссию колонистов?
2. Внимательно изучите ответы князя Г. А. Потёмкина на прошения данцигских меннонитов по поводу их переселения в Новороссию. Ответы князя Потёмкина на прошения данцигских меннонитов. Какие просьбы меннонитов имели для них принципиальное значение и были связаны с их конфессиональной принадлежностью? Перечислите просьбы хозяйственного значения. Как ответил Г. А. Потёмкин на прошения меннонитов? Все ли их пожелания были удовлетворены?